Понятие норм развития укладывается в определенные, характерные для всех детей этапы. Небольшие отклонения в ту или другую сторону по срокам могут иметь место и являться нормой. Но все — таки основные вехи развития ребенка с рождения до года остаются неизменными.
1 месяц
На первом месяце, к концу 1, 2 недели у ребенка появляется фиксированный взгляд. К окончанию первого месяца возникает рефлекторная улыбка, которая может показаться осознанной, но это не так. В этом возрасте ребенок может начинать непродолжительно следить за движущимися предметами. Реагирование вздрагиванием, или движением глаз и поворотом головы на резкие, громкие, или высокие звуки. Начинает формироваться навык реакции на интонации голоса, резкие звуки могут пугать малыша, вплоть до плача. Ребенок начинает держать голову, в положении лежа на животе, попытки непродолжительного поддерживание головы вертикально.
2 месяца
Снижается выраженность младенческой сгибательной позы — с подобранными к телу ручками и ножками, за счет перераспределения тонуса сгибателей и разгибателей тела, заметно расширяется перечень и диапазон движений ручками и ножками, поднимает и опускает ручки, разводит их в разные стороны, начинает разглядывать. Если дать в руку погремушку, удерживает ее непродолжительно, пытается донести до рта, пробует на вкус. Внимательно разглядывает и пытается коснуться руками ярких цветных предметов. В положении лежа на животе, осознанно поднимает и опускает голову. Разглядывает крупные предметы, находящиеся в его окружении. Провожает взглядом движущуюся погремушку.
3 месяца
Важнейшие этапы 3 месяцев это появление осознанной улыбки, гуление. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Начинаются попытки взять предмет в руку. Если вложить ребёнку в руку погремушку, он удерживает её какое-то время, водит вокруг лица, доносит до рта. Увеличивается продолжительность бодрствования. Попытки переворачиваться с живота на спину и со спины на бок, с бока на живот. Ребенок начинает приподниматься на предплечьях в положении на животе, рассматривая всё вокруг. Появляется предпочтения, как среди людей, так и среди игрушек. Игрушки выделяет и осознанно касается их руками, пытается взять. Начинает различать родственников и чужих. Когда лежит на животе, надолго приподнимается на предплечьях, разглядывая окружение. Однозначно различает интонации голоса.
4 месяца
Перевороты со спины на живот и наоборот. Появляется осознанное захватывание предметов. Активно трогает и берет все, что окружает, рассматривает внимательно окружающее, рассматривает свое тело, ноги, рассматривает руки – важный показатель того, что развитие ребенка в норме. Длительно гулит, осознанно общаясь с окружающими, точно выделяет своих и чужих, интересуется новыми предметами обстановки выделяя их, интересуется ими больше.
5 месяцев
Берёт и длительно удерживает, ощупывает и манипулирует различными предметами, может часто перекладывать их из одной руки в другую, при подтягивании за ручки присаживается. Буквально всё, что попадает ребенку в руки — попадает и в рот, ребенок пробует всё на вкус. Это важно, это этап познания мира, который является важным показателем развития ребенка. Комплекс оживления при общении с взрослыми, включающие в себя длительное гуление, радостную улыбку. Формирование первых признаков лепета, словосочетаний, раннее не характерных для ребёнка. Формируется окончательно реакция на своих и чужих. Удерживают при кормлении бутылку и грудь. Может подтягивать ноги к голове, сосать пальцы на ногах. При опоре на ноги встаёт на всю стопу с выпрямленными ногами
6 месяцев
Появляется лепет осознанные повторяемые слоги. Ребёнок управляет интонацией лепета. Знает своё имя, реагирует на него. Ищет взглядом предметы, знает некоторые названия.
Ребёнок берёт мелкие предметы, ловко орудуя пальчиками, развивается мелкая моторика, движения становятся более точными. Ребёнок жестами показывает что он хочет, например, тянет руки к игрушке или к взрослому.
Сначала неосознаваемые, а затем осознанные попытки сесть с опорой на руку или из позы на четвереньках. Поза на четвереньках, раскачивается в этой позе, начало попыток ползания. Удерживая опору, попытка сесть и встать. Цепляется при этом за руку взрослых или бортики кровати.
7 и 8 месяцы
Садиться самостоятельно, из положения на животе и на четвереньках , длительно сидит . Ползает подтягивая себя руками и, чаще в этом возрасте, без помощи ног. Встаёт с поддержкой, может стоять некоторое время сам с опорой. Длительно самостоятельно занимается с игрушками сидя. Перекладывает предмет из руки в руку, кладет в рот, подносит к глазам чтобы лучше рассмотреть. Понимает смысл интонацию речи, при обращении к ребёнку. Выраженная эмоциональность, яркие положительные и отрицательные эмоции. Негативно относится к чужим людям.
9 и 10 месяцы
Ползание на четвереньках, на животе с помощью ног. Встает с опорой из позиции на четвереньках, длительно стоит, садится из любой позиции и долго сидит. С большой скоростью ползает, осваивает окружающее пространство. Рассматривает, берёт и кладет в рот, всё, что найдёт вокруг. К 10 месяцам появляются попытки встать оттолкнувшись из позы «на четвереньках», без опоры. Знает название игрушек, по указанию взрослого берёт названное. Играет в простые игры - «Ладушки», «Гули- гули» и подобные. Точная мелкая моторика, может держать предмет пальчиками, манипулировать пальчиками. Копирует речь и интонации взрослых. Однозначно понимает значение слова «нельзя», но в этом возрасте начинает уже хитрить, не выполняя запрет. Говорит несложные слова.
11 и 12 месяцы
Годовалый ребенок стоит и ходит с опорой, из этой позиции может присесть, чтобы подобрать предмет с пола. Пытается отойти от опоры на несколько шагов. Может произносить от одного до нескольких десятков простых слов. Показывает некоторых животных, части тела, окружающие предметы, родственников, выполняет простые просьбы. Ест с помощью ложки сам, пьет из кружки, придерживая её руками. Знает простые жесты, согласие, несогласие, показывает пальцем. Часто проявляет характер, если ему что-то запрещают.
Это основные навыки в развитии ребенка, при несоответствии базовых этапов развития ребенка приведенному графику, стоит показать ребенка неврологу. Необязательно, что при небольших задержках развития будет патология. Ребенок крайне индивидуален. Но настороженность должна быть всегда.